«Школа» ИВМиМГ СО РАН начинается с кафедры

Для многих сотрудников Института вычислительной математики и математической геодезии СО РАН День учителя – особый праздник.  За многие годы его существования стало традицией, заложенной еще академиком Гурием Ивановичем Марчуком, преподавание в школе, университетах, работа со студентами и аспирантами.  «Профильные» кафедры Института созданы и успешно готовят специалистов в НГТУ-НЭТИ и НГУ. О том, как «вырастить» настоящих программистов и увлечь их научно-исследовательской деятельностью рассказывает заведующий кафедрой компьютерных систем факультета информационных технологий Новосибирского государственного университета, старший научный сотрудник лаборатории синтеза параллельных программ ИВМиМГ СО РАН, к.т.н. Владислав Александрович Перепёлкин.
«Университетское образование играет в профессии программиста важную роль. Мир информационных технологий изменяется очень быстро, технологии создаются и устаревают многократно на глазах одного поколения. Наличие фундаментальной базы, которую даёт университет, позволяет в этих условиях обрести твёрдую почву под ногами и своевременно адаптироваться к быстрым изменениям. Поэтому выпускники факультета информационных технологий всегда востребованы на рынке труда.
Обучение на факультете начинается с общей для всех образовательной программы, а начиная с третьего курса студенты дополнительно специализируются -- распределяются по кафедрам для прохождения практики и выполнения дипломного проекта в научных организациях и ведущих компьютерных фирмах.
Чтобы студентам было легче ориентироваться при выборе специализации, на факультете проходят «представления кафедр» -- встречи потенциальных руководителей и студентов, где студентам рассказывают о кафедрах и возможных темах дипломных проектов. После этого студенты могут лично встретиться с руководителями и обсудить детали.
Выбор кафедры важен в обучении студента, так это определяет тематику его работы на два года и больше. Я всегда советую студентам идти туда, где есть возможность участвовать в сложных и интересных проектах в составе опытной команды разработчиков, потому что это позволяет хорошо повысить свою квалификацию, раскрыть свой потенциал, который потом будет работать всю жизнь.
Такие интересные и сложные проекты всегда есть в базовом институте кафедры компьютерных систем — Институте вычислительной математики и математической геофизики СО РАН. В этом году о проектах института на представлении кафедры студентам рассказывал его директор — доктор физико-математических наук, профессор РАН Михаил Александрович Марченко. Он лично, как и многие сотрудники института, берёт студентов на научное руководство в проекты института.
Обучение на кафедре и одновременное участие в научных проектах Института позволяет молодому специалисту успешно строить свою научную карьеру, благодаря чему для него открываются двери в магистратуру, аспирантуру и докторантуру.
Хотелось бы немного сказать о тех студентах, которые сегодня поступают к нам учиться. Факультет информационных технологий привлекает людей, которые любят программирование и хотят связать с этой сферой свою жизнь.  Кто-то уже программирует с детства, кто-то этим заинтересовался в старших классах школы. Здесь важна  склонность самого человека.  Научные проекты в области информатики не просто интересны и позволяют освоить профессию. Это область, в которой амбициозный ум студента находит для себя вызовы, открытые проблемы человечества, в которых может в полной мере реализоваться, раскрыв свой потенциал, талант и умение на пользу себе и обществу. На обычной же работе такому человеку будет тоскливо, сколько бы денег она ни приносила.
Многие наши студенты во время учёбы участвуют в различных олимпиадах, конференциях, семинарах в разных городах. Факультет поддерживает такую активность студентов, в том числе финансово. Если студент участвует в научном проекте, то, как правило, у него есть публикации в научных изданиях. Это большой плюс при защите диплома, поступлении в магистратуру и аспирантуру. На кафедре мы также поддерживаем стремление студентов опубликовать результаты своих исследований.
С развитием информационных технологий растет спрос на выпускников нашего факультета. У них нет проблем с трудоустройством в компьютерной индустрии. Но при этом виден и растущий интерес именно к научной работе. Безусловно, это подходит не всем. Иногда жизненные обстоятельства вынуждают уходить на заработки, жертвуя перспективными карьерными возможностями. Сейчас государство оказывает существенную поддержку и молодым, и состоявшимся ученым – специальные конкурсы, гранты, социальные программы, стипендии, премии. Трудолюбивый исследователь, работающий в актуальном научном проекте, имеет все шансы на такую поддержку. Не менее важно и то, что в науке человек получает интересную работу в достойном коллективе. Это само по себе удовлетворяет многие его потребности, снимая с него соответствующие временные, денежные и прочие затраты. Занимаясь любимым делом учёный расширяет свои горизонты познания, реализует свой творческий потенциал и приносит пользу науке, обществу и стране».