РФФИ: официальная информация о начислении и оплате страховых взносов

В Российский фонд фундаментальных исследований (далее – Фонд) поступали и поступают многочисленные обращения от получателей грантов и организаций, предоставляющих условия для выполнения проектов (далее – Организация), по вопросу начисления страховых взносов при перечислении денежных средств по поручению Руководителя проекта на его счет и/или на счета членов коллектива (получателей гранта).

В связи с этим обращаюсь к Вам с просьбой ознакомить руководителя организации и получателей грантов с позицией Фонда по этому вопросу: если перечисление денежных средств осуществляются на основании и в порядке, установленном трехсторонним договором (Фонд-получатель гранта-Организация), при перечислении Организацией по поручению Руководителя проекта гранта (части гранта) на счет получателя гранта у Организации и получателей гранта не возникает обязательств по начислению и оплате страховых взносов.

Эта позиция Фонда подтверждена вступившими в законную силу решениями арбитражных судов по делу № А26-2228/2016 и делу №А60-22218/2016 (постановления арбитражных апелляционных судов - дело № А26-2228/2016, дело №А60-22218/2016).

В каждом из указанных дел Фонд выступал в качестве третьего лица на стороне заявителя. Заявителями выступили организации, в отношении которых пенсионным и страховыми фондами были вынесены решения о привлечении их к ответственности за неуплату страховых взносов с выплат, которые заявители производили на основании трехсторонних договоров. Решения пенсионного и страховых фондов были признаны недействительными. Подробно познакомиться с решениями по каждому их дел можно на сайте арбитражного суда.

Согласованная позиция заявителей и Фонда в этих судебных процессах была обоснована следующим образом.

Согласно части 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с частью 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. В статье 2 Закона № 212-ФЗ дано определение работы: «..3) работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации…».

Таким образом, из приведенных выше норм следует, что обязанность начислять и платить страховые взносы возникает у организации, если она нанимает физическое лицо для осуществления деятельности, результаты которой могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации. «Наём» физического лица организацией может быть осуществлен в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых, но в любом случае организация выступает в этих отношениях в качестве «заказчика» работ.

Трехсторонний договор (Фонд-получатель гранта-Организация), далее - Договор, оформляет иные отношения Фонда, получателя гранта и Организации, чем те, которые описаны в нормах Закона № 212-ФЗ, указанных выше.

1. По результатам конкурсов Фонда, право на участие в которых предоставлено физическим лицам, получателями грантов Фонда являются физические лица (физическое лицо), представившие проект на конкурс. Грант является «именным».

Нормы подпункта 3) Ст.2 и п.1 Ст.7 Закона № 212-ФЗ к этим отношениям не применимы:

- проекты, представляемые на конкурсы, являются инициативными – не имеют заказчика,

- Фонд в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», Уставом и Государственным заданием действует в публичных интересах – результаты деятельности по проекту реализуются не для удовлетворения потребностей Фонда, а в интересах общества.

К отношениям Фонда и получателя гранта, зафиксированным в Договоре, могут быть по аналогии применены нормы Ст. 582 ГК РФ (Пожертвование).

2. Отношения Организации и получателя гранта, хотя и оформлены Договором, который является гражданско-правовым и предметом его является выполнение работ оказание услуг, не регулируются нормами пункта 1 Ст. 7 Закона № 212-ФЗ. Это связано с тем, что в этих отношениях получатель гранта является «заказчиком», а Организация – «исполнителем».

Организация создает условия для выполнения проекта, оказывает услуги получателю гранта, в том числе принимает денежные средства физического лица на свой счет и осуществляет расчеты по поручению получателя гранта. Получатель гранта компенсирует расходы Организации, связанные с выполнением проекта.

Распоряжаться грантом, который Фонд по поручению получателя гранта перечисляет на счет Организации, имеет право только получатель гранта.

При этом Организация всегда перечисляет получателю гранта по его поручению часть гранта, какие бы цели расходования гранта получатель гранта не указывал в своем поручении. Расходы гранта, указанные в соответствующих Перечнях допускаемых Фондом расходов, в том числе расходы на «компенсацию трудозатрат» или «личное потребление», это расходы получателя гранта, которые он имеет право произвести после получения части гранта от Организации, а не расходы Организации.

Последнее подтверждено позицией Минфина РФ, выраженной в письмах от 24 июля 2015 года №02-07-10/42728 и от 25.01.2016 №02-07-10/2899. В этих письмах Минфин РФ признает получателя гранта «владельцем средств», поступивших от Фонда на счет Организации и указывает, что эти средства не являются средствами Организации (отражаются как средства во временном распоряжении), соответственно, «принимая во внимание характер средств (грантополучателями являются физические лица), по своей экономической сущности выплаты не являются расходами учреждения».

Кроме того, грант, перечисленный Фондом на счет Организации, не может быть включен в фонд оплаты труда, так как эти средства не являются средствами Организации, а принадлежат получателям гранта (указанные выше письма Минфина РФ). Соответственно, выплаты, производимые Организацией получателям грантов по Договору, не гарантированы ни трудовым, ни коллективным договорами, и не могут являться вознаграждением работников Организации за исполнение ими своих трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Организации и не включены в систему оплаты труда, и следовательно, не подпадают под признаки, установленные п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.

С уважением,

Директор О.В. Белявский

Источник: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/classifieds/o_1965466