Науку управлять наукой обсудили в Кремле
Науку управлять наукой обсудили в Кремле
Участники объединенного заседания Совета по науке и образованию при Президенте РФ и Президиума Госсовета по науке и высшему образованию начертили новые траектории развития научно-образовательного комплекса России.
Главные акценты, как водится, расставил Владимир Владимирович Путин. Общая тема заседания — «Повышение роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы с учётом задач, определённых майским Указом президента, а также реализации Стратегии научно-технологического развития государства». «Вводные» от главы государства прозвучали не менее жестко и принципиально, нежели в недавнем Послании, фактически развернув устоявшуюся систему на 180 градусов и в этом вопросе. Безусловно, в президентской речи звучало не так много конкретных «когда, кому, чего и сколько» но, вероятнее всего, поручения новому составу Правительства Российской Федерации появятся в ближайшее время.
Тренд №1: Децентрализация
Регионы должны получить сопоставимую с центром страны инфраструктуру, оснащение, уровень жизни, деловой и научной активности и инвестиционную привлекательность. «Нужны условия для самореализации молодых людей, современные, привлекательные стандарты жизни и учёбы, возможности для достижения успеха. Этими задачами нам и нужно вместе заняться», — подчеркнул Владимир Путин. И далее: «Прошу правительство реализовать комплекс мер по модернизации всей системы высшего образования в регионах. Решению этой задачи следует подчинить профильные и другие нацпроекты. И, кстати, включая работу по развитию инфраструктуры, благоустройству городов, территорий, запуску новых производств и инвестиционных проектов. И, безусловно, нужно значительно повысить эффективность использования всех выделяемых ресурсов».
В частности, на высшем уровне впервые обозначена тема создания, развития и переоснащения современных студенческих городков. Хорошо, если в этот раз к организации процесса в правительстве подойдут творчески, с учетом региональной специфики и назревшей (если не сказать больше), потребности. Не менее важно, чтобы региональные чиновники, измеряя эту потребность, руководствовались не только предложенной сверху шкалой, но и реальным положением дел, — например, только в НГУ фактическая потребность в местах общежитий превышает 5 000 человек.
Теперь нужно дождаться конкретных предложений, поручений-распоряжений и обсудить механизмы их реализации. Возможно, в этот раз регионы всё-таки запросят об их насущных потребностях и проблемах, позволят самостоятельно определить меры по улучшению качества жизни на местах. Или даже дадут карт-бланш на внедрение управленческих изменений. Владимир Путин открытым текстом обозначил свое согласие с «…предложением предоставить регионам право при наличии ресурсов напрямую финансировать программы развития местных вузов и их инфраструктуру независимо от ведомственной подчинённости», а также «наделить субъекты Федерации реальными полномочиями по развитию не только колледжей и техникумов, но и расположенных на их территориях организаций науки и высшей школы».
Тренд №2: Доступное, мобильное и предиктивное образование
Весь доклад руководителя фонда «Талант и успех» (читай центр «Сириус») Елены Владимировны Шмелевой так и тянет разобрать на цитаты. Действительно, по многим вопросам лучше и не скажешь. «Чтобы выполнить поставленные задачи, система образования должна хорошо решать две основные задачи — готовить кадры для текущих и будущих вызовов экономики и обеспечить возможность каждому стать востребованным», — фактически только вступление, а стратегия уже обозначена. «Всё более востребованными становятся отдельные модули, которые позволяют получить дополнительную квалификацию параллельно с освоением базовых классических образовательных программ, обеспечивая междисциплинарность образования», — а вот и ключевой механизм к реализации дорожной карты.
Действительно, нужно убирать многочисленные внутренние барьеры в образовании — новое поколение в них не нуждается. Никто не знает, в каком мире придется жить сегодняшним детям. Жесткие, зачастую бессмысленные рамки им точно не помогут преодолеть те вызовы, о которых общество пока что даже не догадывается. Всё, что мы можем для них сделать сегодня — научить идти своим путем, не бояться жить в бесконечном поиске себя и способов к самореализации, гибко реагировать на изменения. Остается только надеяться, что такой подход и его автор — Елена Шмелева со всем багажом накопленных за время работы «Сириуса» практик — будет играть всё большую роль в формировании стратегии научно-образовательного блока России.
Тренд №3: Развитие глобальных инфраструктурных подходов
«СКИФ» становится не только флагманом создания новой российской научно-исследовательской инфраструктуры класса мегасайенс, но и инструментом развития талантливой научной молодежи, а также центром притяжения состоявшихся исследователей со всего мира. Это читалось и в том, как «СКИФ» прозвучал в речи Президента России перед молодыми учеными, и в том, сколько раз он упоминался участниками обоих Советов. Такие проекты нельзя реализовывать в отрыве от комплексного развития всей научной экосистемы и сопутствующей инфраструктуры, следует сразу превращать их в центры компетенций и исследовательские площадки мирового уровня, — об этом сказал главе государства президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Валентинович Ковальчук:
«Сейчас есть обширная программа по созданию сети. Это как раз в той логике Вашего императива о решении вопроса связанности нашей огромной территории и строительства установок от Гатчины, где строится реактор ПИК – самый мощный в мире, до Дальнего Востока, где будет установлен на острове Русский в университете ускоритель, плюс «СКИФ» — Новосибирск. Плюс, Вы сегодня упомянули… где будет уникальный лазер и уникальная машина в Протвино, модернизация Курчатовского института. Мы получаем по всей стране целую серию центров. Что очень важно? Я хотел бы обратить внимание на то, что когда мы строили эти центры, даже в советское время, всегда уделялось внимание инфраструктуре. Это была очень важная вещь. Не просто ускоритель, а социальная структура, которая позволяет людям осуществлять human capital mobility. В Протвино был запущен уже несколько десятилетий назад самый мощный в мире протонный ускоритель U-70, так вот на его открытии был Помпиду, и с самого начала, как в Дубне, была выстроена уникальная инфраструктура — дороги и так далее. И сейчас я просто обращаю внимание, что это крайне важная вещь для обеспечения притягательности этих создаваемых центров».
Отдельно отметим правильный акцент в предшествовавшей речи руководителя рабочей группы Госсовета по науке и образованию, губернатора Новосибирской области Андрея Александровича Травникова — акцент на координации усилий и мероприятий по связанным с наукой и образованием национальным проектам со стороны региональных властей и всех профильных федеральных министерств помимо собственно Минобрнауки: «…Прорывные проекты нацпроекта «Наука», которые влияют на развитие всей страны, на пространственное развитие больших территорий, также требуют комплексного подхода. Для Новосибирской области, например, это программа развития Академгородка и её флагманский проект, самое крупное мероприятие нацпроекта «Наука» — уже упомянутый мною синхротрон «СКИФ».
От себя хотелось бы добавить, что при реализации всех вышеуказанных установок важно давать импульс к развитию различных сегментов экономики и отечественных технологий, чтобы это стало не просто демонстрационной площадкой на несколько лет, пока актуальна заемная приборная и технологическая база, а развивало целые отрасли отечественной промышленности на пути к импортозамещению высоких технологий, выводило Россию на лидирующие позиции по этим отраслям и обеспечивало долгосрочную технологическую независимость и безопасность. Ну, и, безусловно, начинать заранее готовить работающие на таких установках кадры. Прецедент отказа федеральным Минобрнауки в профильной программе подготовки инженерных кадров для «СКИФа» на базе НГТУ А. Травников также отразил в своем докладе.
Тренд №4: Суперкомпьютеры и цифровизация научных процессов
Идею представителя Сибирского отделения РАН, первого заместителя директора Института вычислительных технологий СО РАН кандидата физико-математических наук Андрея Васильевича Юрченко о развитии в регионах распределенной двухуровневой сети суперкомпьютерных центров (в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани, Владивостоке и других городах) и моделей «фабрики данных» Владимир Путин ранее поддержал в диалоге с сибирским ученым на встрече с общественностью в Череповце.
Для Новосибирска этот вопрос важен вдвойне — ведь кроме существующей необеспеченной потребности в суперкомпьютерной инфраструктуре у научно-исследовательских организаций области (очередь на использование уже весьма изношенных мощностей Центра коллективного пользования «Сибирский суперкомпьютерный центр СО РАН» растягивается порой на месяцы), в 2024 году должен заработать вышеупомянутый «СКИФ», ввод в эксплуатацию лишь первой очереди которого сразу усугубляет ситуацию, выводя необеспеченную потребность в киберинфраструктуре на критические 94-96%.
Об этом же, но только в масштабах страны, говорил экс-президент РАН академик Владимир Евгеньевич Фортов. По его словам, нехватка суперкомпьютерных ресурсов сильно ощущается, даже несмотря на создание в МГУ серии суперкомпьютеров «Ломоносов»: «Математическое моделирование развивается столь стремительно, что даже этих мощностей остро не хватает. Российские ученые вынуждены ждать в очереди многие недели и даже месяцы. Сегодня мы задыхаемся без современных ЭВМ петафлопcного и даже экзофлопсного диапазона мощностей… Мегапроект (по созданию и производству этих машин в России — прим. авт.), если он будет реализован, имел бы большое значение, так как созданные супермощные ЭВМ станут доступны ученым, преподавателям и аспирантам не только в Москве и Санкт-Петербурге».
Ранее о децентрализации доступа к ключевым суперкомпьютерным ресурсам высказался и В. Путин. «Меня… с одной стороны радует, что у нас в Москве развивается все, что должно развиваться. Но огорчает, что такая суперконцентрация происходит в столице», — отметил он на упоминавшейся встрече в Череповце.
Закончили заседание действующий президент РАН академик Александр Михайлович Сергеев и вице-премьер Российской Федерации, курирующий науку и образование, Татьяна Алексеевна Голикова. В обоих выступлениях рефреном стали заданные главой государства тренды — индивидуальные критерии оценки эффективности, исключение формального подхода по обеспечению показателей, разворот на региональную повестку, стратегическая значимость развития региональной науки и высшего образования. Важным моментом стала просьба Александра Сергеева к Владимиру Путину о выдаче поручений по формированию программ развития всех региональных отделений РАН (по образу и подобию Сибирского) и научных центров с использованием уже имеющегося опыта, полученного при создании программы развития «Академгородок 2.0» и его флагманского проекта ЦКП «СКИФ». Будем надеяться на то, что новые директивы о разработке таких программ не ослабят внимания первых лиц страны и к реализации ранее выданных.
Источник: http://www.akademgorodok2.ru/nauku-upravlyat-naukoj-obsudili-v-kremle